В жизни он удивительно похож на своих героев – такой же искренний, честный, совестливый и прямой. Как и в его героях, в нем самом — высочайшая нравственность, обостренное чувство долга и ответственности за дело, которому служит. Его хорошо знают по фильмам «Первые радости» и «Необыкновенное лето», «По тонкому льду», «Удар, еще удар!» и ”Сердце Бонивура”.
Народный артист СССР Виктор Коршунов — кавалер орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и “За заслуги перед Отечеством IV степени” – недавно был удостоен еще одного кавалерского зва-ния.
За выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографа Российской Федерации великий мастер награжден орденом Петра Великого.
Высшая национальная награда была вручена актеру на проходящей в Москве Всероссийской Ассамблее XXI века.
В начале славных дел
Виктор Коршунов родился в Москве, на Сухаревке, где и прошло его детство. Старшим в семье стал очень рано. Отца не стало, когда ему было всего 12 лет. Пошел работать — надо было помогать матери растить младших братьев. 1943 году четырнадцатилетним юношей он записывается в драматическую студию районного Дома пионеров. Со спектаклями и концертами ездит по больницам и госпиталям, выступает перед ранеными бойцами, помогает медсестрам ухаживать за больными.
Первые послевоенные годы — время светлых надежд и радостных ожиданий. В 1947 году прекрасно юный Виктор становится студентом одного из лучших театральных ВУЗов страны — школы-студии МХАТ. Годы студенчества — счастливейший период в его жизни. Актерскому ремеслу и жизни его учили удивительные педагоги, профессиональный уровень, доброта и порядочность которых до сих пор вызывают у него восхищение. В Альма Матр Коршунов еще застал старшекурсников Алексея Баталова и Олега Ефремова, вместе с ним учились Олег Борисов и Екатерина Еланская — ныне его супруга, свидетелями первых его спектаклей были Качалов, Тарханов, Грибов, Масальский и Топорков – мэтры отечественного театра.
И дольше полувека…
Людям старшего поколения актер Виктор Коршунов известен не понаслышке.
Мы выросли на советских военных фильмах, воспитаны в духе патриотизма и гордости за Победу. Это объединяет нас с поколением, пережившим войну.
А разве забудешь, как мальчишкой играл в партизан и разведчиков, как собирались в дворовые футбольные команды, как старались даже в мелочах походить на своих кумиров — чекиста Брагина из приключенческого фильма «По тонкому льду» и тренера Андрея Таманцева из кинокартины «Удар, еще удар!». Кстати, для Коршунова — это тоже самые дорогие и любимые роли.
Уже в начале творческого пути он успешно совмещает сцену со съемками в кино. Совсем еще молодым актером дебютирует в роли Кирилла Извекова в дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето» — сложная, социально-значимая и масштабная роль. Его герои, полюбившиеся миллионами зрителей, становятся знаковыми в истории советского кинематографа и главными вехами в творческой биографии актера.
Незабываемые образы созданы Коршуновым в военной драме ”Корпус генерала Шубникова” и биографической ленте “В мертвой петле”. К кинематографическим удачам актера можно отнести картины “Доктор Вера”, “Золотые часы” и “Сердце Рос-сии”, которые подарили нам портреты ярких запоминающихся персонажей.
Актером Малого театра Виктор Коршунов стал в 1952 году. И как оказалось — на всю жизнь. В своем творчестве ему посчастливилось встретиться с деятелями нашего государства: на театральной сцене он создал неповторимые образы императора России Петра I и легендарного монарха Бориса Годунова — первую большую роль, которую ему доверили уже через год после прихода в театр. Роль великого князя всея Руси “бессменный Борис Годунов” сыграл более восьмисот раз (!). Это ли не актерский рекорд?! При этом он никогда не пренебрегал ролями эпизодическими, относился к ним предельно ответственно и серьезно.
Как театральный актер он известен и любим зрителями всех поколений. За долгие годы работы в театре Виктор Иванович сыграл более полусотни ролей. В его актерском багаже рабочие, колхозники, военные, чиновники, цари, князья и лорды — роли разнохарактерные и разноплановые. Среди наиболее известных его театральных работ: Вознесенский в “Живом трупе” и Дик Джонсон в ”Шакалах”, Иван Рыбаков в одноименной пьесе В.Гусева и Дональбайн в ”Макбете”, Базаров в «Отцах и детях» и Лоренс в ”Ярмарке тщеславия”, Лопахин в «Вишневом саде» и Великатов в ”Талантах и поклонниках”, зрителю запомнились его король Густав Васа и Джон Рид. И это далеко неполный спектр созданных им персонажей.
Предельно занятый в репертуаре театра и одновременно снимаясь в кино, Коршунов поставил несколько спектаклей как режиссер.
“Ты все время держишь экзамен”
— Виктор Иванович, зритель знает вас и по театру, и по кино. А что ближе вашей актерской душе, что для вас важней – Его Величество Театр или Его Высочество Кино?
— Я люблю и то, и другое. Но отдаю предпочтение театру, потому что театр общается со зрителем вживую, воздействие идет непосредственное. В кино все-таки люди где-то там — “за экраном”. Театр для России всегда был важным источником духовного преображения. Люди всегда любили театр, сопереживали, обсуждали, сплачивались вокруг него. Особенно это важно для молодежи, которая из-за стремительного темпа жизни не успевает ни почитать, ни поразмышлять.
— За свою актерскую жизнь Вы создали множество ярких персонажей. А какая роль вспоминается с особенным теплом?
— Я люблю все роли. Ведь они как дети, когда ты любишь и одного ребенка, и второго, и третьего. Первый — рождался трудно, поскольку он был первый. С каждым связано что-то особенное, постижение каких-то неведомых человеческих глубин, и в каждой роли ты целиком отдаешь себя. Но это – счастливые моменты. Я часто напоминаю студентам, что наша профессия — одна из самых жестких и жестоких, она требует постоянной работы над собой. Ты все время держишь экзамен: когда поступаешь в институт, потом — во время работы, а дальше — чем ты становишься известнее, тем больше с тебя спрос.
“Нужно уметь отказаться от многих соблазнов”
Его судьба и сегодня тесно связана с любимым театром, которому он отдает все свое время и силы. Более полувека Виктор Коршунов работает в театре как актёр, режиссер и более 20 лет – как директор. Одним словом — “играющий директор”. Впрочем, к этому был подготовлен основательно: работал парторгом и председателем профкома театра, членом правления Всероссийского Театрального Общества и заместителем председателя Совета по работе с молодежью при президиуме ВТО. Репертуар, хозяйство, занятость труппы, зарплата актеров, передвижения по службе: вопросы те же — управленческие. Но всегда старался, чтобы актеры видели в нем, прежде всего, своего товарища, а не руководителя, чтобы не смотрели на него снизу вверх. “Не дай Бог актёру почувствовать себя директором”, — убежден Виктор Иванович.
В жизни Коршунова есть еще одно дело, к которому он относится в высшей степени серьезно и профессионально. Это — педагогика. Преподавателем театрального училища имени М.С.Щепкина он стал в 25 лет — через два года после поступления в труппу Малого, а в 44 года – он уже самый молодой профессор. Чтобы понять, что такое школа Коршунова, достаточно задать себе вопрос: “Почему выпускников курса Виктора Коршунова так охотно разбирают московские театры?”. А можно просто назвать имена некоторых его учеников: Станислав Любшин, Эдуард Марцевич, Светлана Немоляева, Валерий Баринов, Василий Бочкарев, Дмитрий Назаров, Александр Домогаров, Марат Башаров… Сколько у него учеников затрудняется сказать даже он сам, но все они в свое время прошли школу этого великого мастера и человека потрясающе чистой души.
— Говорят, из двадцати талантливых выпускников только два-три становятся хорошими артистами? Вы воспитали несколько поколений актеров, которые стали настоящими мастерами. В чем секрет?
— Я искренне радуюсь, когда мои ученики становятся хорошими актёрами. И могу только гордиться ими. Они работают в разных театрах, продолжая наши лучшие традиции, их любит зритель. Но для этого нужно уметь отказаться от многих соблазнов — легкий успех, деньги, слава… Я стараюсь дать ребятам верное направление и в творчестве, и в жизни. А эти понятия я считаю неразделимыми.
“Мы не всегда успеваем сказать людям спасибо”
— Недавно Вы были удостоены ордена Петра Великого, который отражает общественное признание, высшую оценку гражданского общества. Что значит для Вас эта награда?
— Я думаю, что это не только за исполнение роли Петра I, но и за другие дела. Награда необычная. Орден носит имя человека, который недаром получил звание Великий. Петр Алексеевич всем сердцем болел за Отечество. Как-то в дни празднования 300-летия нашей дружбы с Голландией, мы гостили в этой стране со спектаклем “Царь Петр и Алексей”. Нам устроили настоящий праздник. Я был поражен тем, каким уважением и любовью пользуется наш русский народ. И в этом, на мой взгляд, заслуга Петра Великого. Это говорит о его огромном вкладе в развитие взаимоотношений России с другими странами. И нам не следует забывать добрые российские традиции. Возрождение балов-ассамблей — это очень хорошая идея. Ведь ассамблеи были введены великим Петром не случайно. Он очень остро чувствовал, что может объединять людей. Люди скучают без хороших праздников. А здесь можно встретиться с друзьями, коллегами по профессии, узнать о достижениях других. Мы не всегда успеваем сказать людям спасибо, отметить наиболее достойных, воздать им должное.
Яркий артистический талант, строжайшая самодисциплина и целеустремленность позволили Коршунову добиться невероятных творческих успехов. А как же иначе, ведь “Виктор” – значит “Победитель”. Удивительная скромность и легко располагающая к откровению мягкая добрая улыбка как-то не соотносятся с имиджем человека-легенды. Но, кажется, именно таким и должен быть актер, прошедший через многие жизненные испытания, сквозь огонь и воду. А главное — медные трубы.
Евгений Мохначев
“Московская правда”, 19.06.2008