Впервые я увидел его в 1961 году в роли непревзойденного и романтичного капитана Грея, когда на телеэкране появились сказочные “Алые паруса”. Еще в детстве я зачитывался этой книгой, и фильм мог пересматривать множество раз. А вот о “Корчагине”, как это не покажется странным, узнал значительно позднее, хотя картина была снята еще в середине пятидесятых. Но когда на экран в 1971 году вышли “Офицеры”, у меня уже окончательно сформировалось убеждение в том, что он мой ровесник — такими притягательными, понятными и близкими для меня были его герои. И совсем не случайно молва народная нарекла Василия Семеновича «Первым офицером России».
А случилось эта история в Петербурге…
Если придерживаться исторической точности — в знаменитом и славном Царском Селе — бывшей парадной резиденции русских монархов, где некогда проходили не только ассамблеи, балы и маскарады, но и вершились наиважнейшие государственные дела.
Блистающий своим золотым убранством Екатерининский дворец гостеприимно встречал гостей Петровской Ассамблеи. Тронный зал едва смог вместить всех желающих участвовать в дворцовом празднике XXI века. Как и в былые времена, роскошные пары в нарядах петровской эпохи легко кружили между столиками. Кавалеры в смокингах танцевали с придворными дамами из XVIII века, а петровские гвардейцы утопали в вечерних туалетах “от кутюр”.
Под звуки фанфар на сверкающую в свете прожекторов сцену не вошел, а взлетел высокий и красивый мужчина. Блеск глаз и высоко поднятый подбородок отражали всю торжественность момента. Словно Священный Грааль он держал в руках шпагу. Это был народный артист Советского Союза, актер Василий ЛАНОВОЙ.

Павка, Вронский и капитан Грей
С двенадцати лет уже начал заниматься в театральной студии Дворца культуры завода «ЗИЛ» и собирался стать… летчиком. Школу окончил с золотой медалью. Полгода проучился на факультете журналистики Московского университета, а в 1957 году — в свои неполные восемнадцать — уже снялся в «Аттестате зрелости». Тогда же пришел в Театр имени Евгения Вахтангова, на сцену которого выходил еще студентом Щукинского училища и с которым связал всю свою жизнь в профессии — вот уже полвека.
Василий Лановой бесспорно человек яркой творческой судьбы. И хотя он так и не сыграл Чадского и Гамлета, о чем так мечтал, его творческой биографии может позавидовать даже самый удачливый актер: не всякому выпадает счастье создать столько замечательных ролей, — как в театре, так и в кино.
Один из самых романтичных литературных образов актер воплотил в фильме «Алые паруса», сыграв непревзойденного капитана Грея. Разве можно было представить в этой роли кого-то еще?
Несмотря на тягу к романтическому образу, Василий Семенович — актер разноплановый, с неограниченным диапазоном. На сцене он сыграл множество запоминающихся ролей — от Огнева («Фронт») и юного политрука Бакланова («Вечная слава») до одной из наиболее удачных театральных работ — обаятельного принца Калафа в «Принцессе Турандот».
Известно, что Лановой любит играть характерные роли, обладает незаурядной способностью придавать своим персонажам черты привлекательности: мечтатель Протасов («Дети солнца») или влюбленный в жизнь Дон Гуан («Каменный гость»). Среди наиболее значи-тельных его работ — преданный революции Троцкий в «Брестском мире», ироничный и тонкий Бернард Шоу в «Милом лжеце» и король Генрих II — в спектакле «Лев зимой».
И все же более широко известен Василий Лановой по кинематографу. Заглавная роль в фильме «Как закалялась сталь» закрепила за ним амплуа героико-романтического плана. Кстати говоря, сегодня Павку Корчагина Василий Семенович уважает «в тысячу раз больше, чем тогда». А есть ли такой герой в сердцах сегодняшних мальчишек и девчонок?
Волевые качества, мужественная внешность и яркий темперамент — эти свойства всегда отличали актера Ланового. Тема героизма, жизни на пределе возможного — одна из ведущих в его творчестве. Его визитная карточка — фильм «Офицеры». В чем феномен успеха этой картины? Почему он так глубоко воспринимается и детьми нашими, и внуками?… Каждое поколение находит в нем что-то свое — кто детство, кто зрелость, кто послевоен-ное время, а может … своих отцов и дедов. В «Офицерах» есть все: романтизм, реализм, любовь, ностальгия по нашей славной истории. Но есть и некая загадка. И это притягивает. Кстати, роль Ивана Вараввы «первый офицер России» не считает самой большой своей удачей, ведь были и Вронский в «Анне Карениной», и Курагин в картине «Война и мир». Зрители помнят и драматическую ленту «Иду на грозу» и детектив «Петровка, 38». А совершенно уникальный эпизод в «Полосатом рейсе»?…
Среди лучших работ Ланового — Карл Вольф в телефильме «Семнадцать мгновений весны» и «Великая Отечественная», за работу по озвучанию которой он был удостоен Ленинской премии. В числе совсем недавних его киноработ: «Барышня-крестьянка», «Незримый путешественник» и «Крестоносец-2».
Сегодня он много работает в театре, чуть меньше — в кино, любит и знает поэзию — великолепный чтец, заведует кафедрой художественного слова в Училище имени Б. Щукина, профессор. Василий Семенович не любит вопросов о личной жизни, нетерпим к штампу, американизации России и равнодушию — как в жизни, так и в искусстве. Народный артист СССР Василий Лановой, — человек не религиозный, но глубоко верующий в духов-ность, — считает, что наша общенациональная идея — это Пушкин: своих сыновей назвал Александр и Сергей — в честь великих русских поэтов Пушкина и Есенина. Одного из лучших актеров страны заметно раздражает совсем уж не русское — «секс-символ». Но он не боится «быть консерватором» и абсолютно убежден в том, что общество не может существовать без романтики и возвышенных идеалов. Василий Семенович искренне верит в то, что возрождение России пойдет из провинции.
В профессии артиста, по мнению Ланового, очень многое зависит от случая. Вот и сегодня судьба подарила ему еще один: в день своего бенефиса «кумир семидесятых» выйдет на сцену в роли актера Леметра в трагикомедии французского драматурга Эрика Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений».
Евгений Мохначев
«Московская правда”. 6.01.2004